В исследованиях древних китайских философов, в их системном подходе к знаниям в области биологии, астрологии и теории информации таится огромное количество современных медицинских и биологических научных теорий. В течение длительного периода в Китае практика лечения развивалась и превращалась в своеобразную медицинскую систему теоретических знаний.

Среди древних цивилизаций Китай считается колыбелью познаний в медицине. В процессе долгого пути развития каждая из древних китайских династий вносила свой вклад в совершенствование традиционной медицины: появлялись известные доктора, возникали новые школы, было создано много трактатов, которые изучаются и по сей день.

В эпохи правления династий Ся, Шан, Чжоу (XXI в. до н. э. — 256 г. до н. э.) появились первые лекарственные настойки или, как их называли, «лекарственное вино». В это время начали готовить лечебные травяные отвары (или «Декокт»).

В эпоху правления династии Западная Чжоу (XI в. до н. э. — 771 г. до н. э.) был создан один из первых сборников стихов «Ши-цзинь», в котором содержатся записи о лекарственных растениях.

Историческим памятником традиционной китайской медицины является «Трактат Желтого Императора о внутреннем» или «Хуан ди ней цзин». Этот трактат написан в виде диалогов между Желтым Императором и его придворным мудрецом Ци Бо. Трактат состоит из двух частей: «Су вынь» (или «Вопросы о простейшем») и «Лин шу» (или «Ось духа»). Данный трактат явился основой теории традиционной китайской медицины, включающей в себя практики иглоукалывания и прижигания, системы дыхательных упражнений цигун и точечный массаж.